RUS | ENG
ЕФРЕМ ПОДГАЙЦ

ЕФРЕМ ПОДГАЙЦ / авторские аннотации сочинений

ЕФРЕМ ПОДГАЙЦ

«Как нарисовать птицу»
Кантата «Как нарисовать птицу» была написана в 1980 году, а её премьера состоявшаяся в 1981 на фестивале «Московская осень» имела большой резонанс.
Cочинение открыло новые возможности этого жанра. Музыка создаёт ощущение стремительного, радостного свободного полёта. Здесь и «Урок живописи», где японский цветок, распускающийся на блюдце, «поёт» завораживающую мелодию голосом саксофона, и «Урок арифметики», на котором мальчик играет с Жар-Птицей., и оживающий снеговик, и паровоз, везущий весну и море, но останавливающийся, чтобы уберечь Красоту.
Александр Пономарёв писал, что «с именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошёл новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру», а Саулюс Сондецкис сказал, что эта музыка похожа на литургию. (П.Меркурьев)

«Лунная свирель»
Кантата-сказка «Лунная свирель» написана в 1985 году на прозаический текст сказки Сергея Козлова «Старинная французская песенка».
В образе голубого зайца, бесстрашно усевшегося посреди поляны, самозабвенно играющего на свирели в голубом лунном свете и от счастья растворяющегося в музыке до полной прозрачности дети могут увидеть себя…
Старый облезлый Филин не властен над духом творчества.
Жизнь прекрасна и вечна — вот о чём сказка. (А.Пономарёв)

«Коктейль Рио Рита»
Сочинение написано для скрипки, виолончели, баяна, ф-но и ударных весной 2008 году по просьбе замечательного музыканта, всемирно известного баяниста Фридриха Липса (ему же оно посвящено) и было впервые исполнено в декабре того же года в Москве на юбилейном концерте Ф.Липса. Это небольшое, весёлое (надеюсь) произведение представляет из себя своебразное музыкальное исследование, цель которого выявление связей популярнейшей эстрадной мелодии с музыкальной классикой — музыкой Баха, Вивальди, Грига, Чайковского, Бетховена, Кабалевского, а также с не менее популярной еврейской народной песней. А начинается этот коктейль с анограммы моего имени — звуков ми, фа, ре, ми — (EFREM).
Мне кажется, что версия с квинтетом русских народных инструментов, сделанная мною специально для г. Пензы, будет звучать не менее выразительно.

Концерт для маримбы и струнных
Всё началось с Концерта для мандолины и камерного оркестра, который был написан в 2000 году по просьбе В. Круглова. Премьера состоялась в Великом Новгороде. Затем сочинение стало жить своей жизнью. Стали появляться различные версии. Сначала им заинтересовались скрипачи и была сделана авторская скрипичная редакция, которую с успехом исполняли такие известные музыканты, как Л. Амбарцумян и Ал-др Брусиловский.
Затем по инициативе Г. И. Перевозниковой для «Кубка Севера», а также по просьбе Н. Н. Калинина была сделана редакция для мандолины и оркестра русских народных инструментов.
В 2004 г. Андреем Горбачёвым (при участии автора) была сделана редакция для балалайки, затем концерт многократно исполнялся и на балалайке, и на скрипке, и на четырёхструнной, и на трёхструнной домре. В издательстве «Музыка» вышел клавир сочинения в трёх версиях (для мандолины, скрипки и балалайки).
И вот, в 2009 г. совместно с замечательным музыкантом — Виктором
Сычём была сделана версия для маримбы.

«Маятник времени»
Сочинение написано в 2004 году для камерного оркестра на основе хоровых и вокальных сочинений различных лет. Первоначально оно называлось «Шесть стихотворений». Каждой из шести частей произведения предпослан стихотворный эпиграф. В 2009 году под впечатлением от удивительной красоты звучания домр и балалаек Нижегородского оркестра народных инструментов п/р В.Кузнецова мною была сделана версия для оркестра народных инструментов.
И вот уже в 2010 г. специально для ансамбля «Старгород» из г. Пензы я написал ещё одну версию — для квинтета русских народных инструментов.
В сочинении использованы стихи О. Мандельштама, А.Фета и средневекового корейского поэта Чон Чхоля.

«Ночные птицы» для маримбы
В начале июля 2009 года Виктор Сыч пригласил меня посмотреть и послушать новую пятиоктавную маримбу, привезённую им из США. Я был поражён и очарован звучанием и богатством возможностей этого прекрасного инструмента. И решил, что обязательно что-нибудь напишу для него. Это случилось довольно быстро. В августе того же года в Доме творчества «Сортавала» я как-то гулял ночью и был очень удивлён, услышав необычные звуки. Я подумал: какие странные ночные птицы!
Через несколько дней пьеса для маримбы была готова. Удивительное совпадение, но той же ночью ко мне в комнату залетела птица…

«Рандеву с Гайдном» для кларнета и аккордеона Сочинение написано в декабре 2009 года по просьбе Марии Власовой и Евгения Варавко, и стала моим подарком чудесной паре прекрасных молодых музыкантов.
Эта небольшая пьеса, в которой Гайдн, один из моих самых любимых композиторов (точнее сказать его музыка), встречается Соловьёвым-Седым (неожиданно обнаружилось родство знаменитой темы из Симфонии Гайдна с не менее знаменитой песней «Подмосковные вечера». А затем к ним присоединяется Брамс.

«Ритм и ночь» для голоса, ф-но и вибрафона
Это сочинение написано в 1980 году.
В основе его два мною любимых стихотворения Ивана Бунина.
Причём, одно из них («Ритм») сочинено поэтом в самом начале жизни, а второе («Ночь») стало его последним стихотворением.

Концерт для 2-х скрипок и камерного оркестра написан в 1986 году. Премьера Двойного концерта состоялась на фестивале «Московская осень-88».
Эмоциональный строй трёхчастного произведения сложен и разнообразен. Здесь «смешано» внутреннее (речитатив) и внешнее (танец), драматическое и лирическое, трагизм и гротеск.
Двойной концерт обнаруживает конкретные приметы времени. Уже в первой части Концерта появляется намёк на интонацию популярной в СССР песни «Карнавал».В третьей части цитата хита 80-х годов в соединении с оригинальной темой в духе еврейского танца способствует усилению драматического гротеска, которым пронизана музыка этой части. Контраст между печально-лирическим Адажио второй части и «карнавальным» финалом подчёркивает ощущение остроты и неразрешимости драматического конфликта. (Эда Добровецки)

Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра (соч.75) написан в 1988 году и стал одним из самых значительных произведений композитора.
Главной темой Концерта является проникновенная, лирическая мелодия, первоначально сочинённая автором как тема рок-романса «Предчувствую тебя» на стихи А.Блока. В масштабном, пятичастном Концерте Е.Подгайц использует несколько «знаковых» мелодий. Среди них песня «Скованные одной цепью» из репертуара ансамбля «Наутилус Помпилиус» (IV часть), песня из репертуара ансамбля «ABBA» «Money, money» (II часть), русская народная песня «Ой, там, на горе» (III,IV части), записанная композитором в фольклорной экспедиции в Брянской области и популярная еврейская народная песня «Lomir ale in eynem» («Давайте все вместе»), частично появляющаяся в заключительных разделах первой и второй части, но полноценно звучащая только в пятой части.
Драматичекая концепция произведения строится на взаимодействии (сплетении) этих мелодий и оригинального интонационного материала. Перед нами личная драма поиска «самого себя» в сложном и неоднозначном, бурном и полном внутренних и внешних конфликтов времени.
(Эда Добровецки)

Соната для баяна соло (2004)
В 2002 году в г. Клингентале состоялась премьера моего «Липс-концерта» для баяна и симфонического оркестра. Там же, в Клингентале, Фридрих Липс попросил меня написать Сонату для баяна, причём, чтобы она обязательно была в 3-х частях (как это бывает в классических сонатах). Тогда же мне удалось с помощью Фридриха понять, как на баяне может быть использован приём bisbigliando, до этого применявшийся в основном у духовых инструментов. В январе 2004 года Соната была завершена. Мировая премьера состоялась в Москве в декабре 2006 года. (Основная идея 2-ой части — баянное bisbigliando)

Соната для контрабаса и ф-но
Контрабас долго оставался инструментом, для которого у меня
не было написано сонаты. Но вот в 2007 году она появилась. Это одночастное сочинение, в котором я надеюсь можно услышать и юмор, и лиризм, и драматизм, и…

«Строптивая фея» — фантазия для 2-х скрипок, написанная в июле 2009 года.
Автор хотел музыкальными средствами создать образ феи — сверхъестественного Существа женского пола, способного творить чудеса. Она прекрасна, изящна, воздушна, добра, но иногда становится несговорчивой, строптивой и тогда ничего хорошего от неё ждать не приходится.

«Бахчиев-концерт» и «Липс-концерт» посвящены замечательным людям и выдающимся музыкантам, которых я очень люблю.
Елена Сорокина и Александр Бахчиев, возродившие в России жанр фортепианного дуэта и давшие удивительные образцы дуэтного музицирования, являются сегодня олицетворением этого жанра. Так же как Фридрих Липс олицетворяет современный баян, который благодаря его таланту и усилиям занял достойное место среди академических инструментов».

CONCERTO BREVIS был написан 1987. Это концерт, где в качестве солиста выступает исполнитель на ударных. В этом сочинении есть элементы инструментального театра. Так, духовые и струнные меняют свои инструменты, превращаясь в ансамбль ударных, а солист в коде играет на блок-флейте.
В сочинении использована тема Руссой народной песни «Ой, там, на горе... ». Сочинение посвящено В. Гришину.

«MISSA VERIS» ( ВЕСЕННЯЯ МЕССА ) написана в апреле 1996 года. Её премьера состоялась 19 апреля 1997 года в Москве, в Большом зале консерватории. MISSA VERIS - произведение для детского хора, органа и ударных, в котором использованы канонические тексты на латинском языке. Это моё второе крупное сочинение в жанре концертной духовной музыки вслед за ПСАЛМАМИ ЦАРЯ ДАВИДА для смешанного хора a‘сappella. Избранный жанр предоставляет большую степень художетсвенной свободы. Сами тексты, явившиеся литературной основой Мессы, рассматриваются как некие знаки, символы, воплотившие в себе подтвержденные столетиями общечеловеческие культурные и нравственные ценности.
В Мессе десять частей: Sanctus, Agnus Dei, Benedictus, Kyrie, Miserere, Gloria, Credo, Osanna, Dona nobis pacem, Alleluia. В ней представлены все 5 основных разделов традиционной мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus, Agnus Dei), но в иной последовательности. Части — Osanna и Dona nobis pacem исполняются без перерыва и возвращают нас к текстам предыдущих частей — соответственно Sanctus и Agnus Dei. Кроме того, по музыке Dona nobis pacem повторяет Kyrie, но с другим текстом. Драматическими кульминациями Мессы являются части Miserere (находящаяся к тому же в точке золотого сечения) и Сredo, авторская трактовка которого очень необычна и резко отличается от всех известных образцов. Завершает Мессу радостная, виртуознейшая Alleluia, в которой к хору и органу добавляются ударные инструменты (Tom basso, P-tto sosp., Triangolo, Tamburino). При, несомненно, главенствующей роли хора партия органа не ограничена функцией сопровождения. Орган — полноправный участник всего происходящего. Разнообразие и выразительность фактуры, множество контрастных эпизодов — от проникновенно-нежных до радостно-ликующих, от скорбных, печальных до торжественных, требуют от исполнителей ( как от хора, так и от органиста) предельной музыкальности и виртуозности. Cочинение посвящено Детскому хору «Весна».

PIETA для скрипки и органа написана под впечатлением от работ великого итальянского скульптора эпохи Возрожения Микельанджело Буанаротти, который обращался к этому сюжету — сцене оплакивания Христа Богоматерью — на протяжении всей своей жизни. Различные варианты Пьеты Микельанджело разделяет более 50 лет. Если первый из них был создан еще в конце 15 века, то последний (неоконченный) — в середине 16-го. Причем в каждом из вариантов — новое, не похожее на предыдущее эмоционально-образное решение. От глубочайшей трагической экспрессии и печальной скорби до светлого умиротворения. Главной задачей композитора была попытка воплотить в музыке всё многообразие и полноту чувств, переполняющих удивительную галерею скульптур Микельанджело.

«Ода греческой вазе» для детского хора и двух фортепиано (1998).
Это одночастное сочинение написано на стихи английского поэта Джона Китса (пер. Г. Кружкова и И. Лихачева), которые впервые привлекли моё внимание лет пятнадцать назад, но никак не удавалось найти адекватное музыкальное решение. И только сейчас, благодаря неожиданному предложению Е. Сорокиной и А. Бахчиева соединить в ансамбле фортепианный дуэт и детский хор, я понял, что это и есть решение.
Два рояля, сливающихся с детским хором, партия которого технически очень сложна и в то же время прозрачна, позволяют попытаться передать застывшую красоту стихов Китса, суть которых выражена в знаменитых строчках: «В прекрасном — правда, в правде — красота».

Диптих памяти Д. Д. Шостаковича написан в 1977 г.
«Дмитрий Шостакович — несомненно является одним из крупнейших композиторов ХХ века. Он стал одним из последних авторов, сумевших создать свой оригинальный, легко узнаваемый стиль, свой яркий, драматичный язык, влияние которого испытали очень многие. Шостаковича отличало удивительное умение увлечь слушателя логикой симфонического развития. В своей музыке он достигал редкой эмоциональной напряженности, которая с одинаковой силой захватывала как музыкантов-профессионалов, так и простых слушателей. В своём Диптихе памяти великого мастера помимо монограммы композитора (DEsCH) я хотел передать определённый музыкальный строй, тип мышления, как мне кажется связанный с именем Шостаковича»

«Возвращение» соната для сопрано-саксофона и ф-но.
Это одночастное сочинение написано в 1994году, но по различным причинам до сих пор не исполнялась и на фестивале «Московская осень-2001» состоялась мировая премьера. Эпиграфом к сонате служат строки из «Книги Пути и Благодати» древнекитайского философа Лао-Цзы:
«Возвращение к корню — это успокоение,
В успокоении — обретение новой судьбы,
В обретении новой судьбы проявляется вечность,
«В познании вечности — просветление».

«Весенние песни» кантата для смешанного хора и ОРНИ. Новая редакция кантаты «Весенние песни» написана в 2003 году специально для фестиваля современной музыки для оркестра русских народных инструментов. В кантате 7 частей, в которых тексты русских народных песен положены на оригинальную авторскую музыку. Только в одной из частей («Сторона ли моя сторонка») использована тема народной песни «Светлая гридня».

«Ироническое па-де-де» имеет большую историю. Оно было написано по просьбе балетмейстера Владимира Абросимова, который попросил сохранить в сочинении форму классического па-де-де: антрэ (вступление), адажио, вариации (две мужские и две женские), кода. Судьба этого сочинения сложилась так, что оно звучало в самых разных исполнительских составах. В 2004 году я сделал новую версию «Па-де-де» для Череповецкого Губернаторского оркестра русских народных инструментов под руководством Г. И. Перевозниковой.

EX ANIMO (Oт души», для баяна и струнного квартета написано специально для Fine Art квартета (США) и Фридриха Липса (Россия) и посвящено этим замечательным музыкантам. Кажется, это первое сочинение, написанное для такого состава инструментов, который мне представляется очень интересным и перспективным. «EX ANIMO» — одночастная композиция со сложной музыкальной драматургией (звучит около 25 минут).
Здесь нет литературной программы, но я надеюсь, что слушатели вслед за мной и исполнителями будут увлечены красотой звучания баяна и струнных, а также рассказанной ими историей.

Вторая симфония («Лондонская»). В январе 2003 мне позвонил из Парижа М. Ростропович и предложил написать произведение для оркестра виолончелей к Фестивалю виолончелистов в Бовэ (Франция). Я написал пьесу под названием «РОST FESTUM» и 4 мая 2003 на фестивале с большим успехом прошла ее премьера. Дирижировал Ростропович, который удивительно глубоко проник в самую суть музыки. Еще на репетиции он мне сказал: «Я понял тебя... ».
А после концерта был очень длинный разговор, в конце которого Ростропович сказал: «Я хочу, чтобы ты написал для меня большую симфонию и чтобы ее роль для тебя была такой же, как роль Пятой симфонии в творчестве Д. Шостаковича».
Через два месяца в Москве я передал Ростроповичу партитуру новой Симфонии, а еще через месяц Ростропович позвонил из Америки и сказал, что Симфония ему понравилась, и что премьеру он сыграет 6 июля 2005 с лучшим, по его мнению, оркестром мира — Лондонским симфоническим оркестром.
Симфония получилась в 3-х частях с довольно большим составом оркестра. Для меня это сочинение чрезвычайно важно. Считаю, что и в XXI веке композитор имеет право так же глубоко чувствовать и воспринимать окружающий мир, как в свое время это делали Бах, Бетховен, Брамс, Малер, Шостакович, Прокофьев, Бриттен... Во второй части я использовал темы из двух моих кантат: «Поэзия земли» и «Весенняя месса».
Надеюсь, что энергетический заряд и ощущение «детской» радости жизни третьей части, где я также использовал тему из кантаты «Поэзия земли», убедят слушателей, что в нашем страшном мире не все так безнадежно... ».

«ЛИПС-КОНЦЕРТ»
«Главной проблемой, стоявшей передо мной при создании этого Концерта, было понять роль и место баяна в новом для него мире академический музыки, понять каковы его отношения с инструментами симфонического оркестра. Баян попадает в различные стилистические ситуации: это и аллюзия Фа мажорной инвенции Баха (родство баяна с органом и клавесином), и гармонический эллипсис в духе Гайдна и Моцарта, и мелос, напоминающий итальянский «веризм», в свою очередь, связанный с французским шансоном (здесь голос баяна «снимает» возможно чрезмерную чувствительность этой музыки), и драматическая тема сонатного Allegro, и напряжённое разработочное развитие, и Вальс на 4/4 (ц. 25), превращающийся позже в Фокстрот (ц. 35) и Танго в ц. 74 (напоминание о бытовом происхождении баяна), и настоящая «романтическая» Каденция солиста, и заключительное Adagio, в которой баян совершенно находит себя, полностью растворяясь в оркестре, напоминая о своей индивидуальности лишь в последних пяти тактах сочинения»

«Сарафан для Мишель», фантазия для кларнета и струнных, была написана в 1994 году. В сочинении использованы темы двух песен:
«Красный сарафан» А. Варламова и «Мишель» из репертуара ансамбля «Биттлз». Идея такого соединения пришла сразу после разговора с кларнетистом Антоном Дресслером, который позвонил мне из Парижа и попросил написать для него пьесу с камерным оркестром для гастролей на Тайване, в которой желательно было бы услышать нечто, связанное с Россией. Произведение с успехом исполнялось в России, Франции и Америке.

Опера-кантата «Чёрный омут» — это ещё одна история Зайца и Филина, к которым присоединяются Волк и Лиса. Зайцу надоело всего бояться. Он приходит к Чёрному омуту и хочет утопиться. А Чёрный омут говорит ему, что раз он решил топиться, то может никого не бояться. Заяц послушал совета и смело даёт отпор Волку, Лисе и Филину. Но когда настала осень и стали осыпаться листья, Зайцу снова стало страшно и он снова пришёл к Чёрному омуту. И тот объяснил ему, что это не листья сыплются — это время шуршит, всем страшно... Детский хор является здесь и рассказчиком, и исполнителем партий всех персонажей сказки.

Колыбельные песни первоначально были написаны для детского хора и фортепиано в 1985 году. Идея сочинения концертных колыбельных принадлежит Александру Пономарёву. Идея показалась мне очень необычной и интересной. Получился своеобразный цикл из четырёх колыбельных,  а в 1999 году была сделана оркестровая версия сочинения.

Концерт для мандолины и камерного оркестра был написан в 2000 году по просьбе В. Круглова. Премьера состоялась в Великом Новгороде. Затем сочинение стало жить своей жизнью. Стали появляться различные версии.
Сначала им заинтересовались скрипачи и была сделана авторская скрипичная редакция, которую с успехом исполняли такие известные музыканты, как Л. Амбарцумян и Ал-др Брусиловский. Затем по инициативе Г. И. Перевозниковой для «Кубка Севера», а также по просьбе Н. Н. Калинина была сделана редакция для мандолины и ОРНИ.
В 2004г. Андреем Горбачёвым (при участии автора) была сделана редакция для балалайки, а в мае 2006г. концерт был исполнен на маримбе.

«Милорд» — пьеса для альта и клавесина (ф-но), написанная в 1981 году по просьбе Юрия Башмета для его предстоящего концерта в Париже. Идея сочинения — это взгляд из века XVIII на век XX. В пьесе соеденены синкопированные ритмы с неоклассическими эпизодами. В клавесинный рэгтайм вплетается, использованная автором, тема известной песни из репертуара Эдит Пиаф.

POST FESTUM («После праздника») для оркестра виолончелей написано специально для фестиваля в г. Бове (Франция) по просьбе Мстислава Леопольдовича Ростроповича и посвящено этому великому музыканту. Ростропович не раз говорил, что мечтает о виолончели со 100 струнами. И я рад, что моя партитура в какой-то мере реализует мечту Маэстро. «POST FESTUM» — одночастное сочинение (звучит около 20 минут). Здесь нет литературной программы, но я надеюсь, что слушатели вслед за мной и исполнителями будут увлечены красотой звучания «хора» виолончелей и, рассказанной ими историей.

Концерт для саксофона с оркестром написан в 2004 г. и посвящён Алексею Волкову. Это одночастное сочинение, в котором история его героя — альтового саксофона — начинается драматическим оркестровым вступлением, а заканчивается кодой, где используется тема еврейской народной песни «Волохл».

«Формулы» — концерт для оркестра (2000).
Мировая премьера состоялась в 2000г. на фестивале «Московская осень». Это одночастное сочинение является своеобразным подведением итогов творческих размышлений и поисков автора. Здесь скреплены в нечто единое формулы различных эмоциональных состояний — радостного возбуждения и грусти, безмятежности и драматизма, печали и безудержного веселья. Но главное в Концерте — движение. Оно начинается с главной темы (рефрена), которая представляет собой метро-ритмическую формулу: 5+5+5+4 восьмых, дающую энергетический импульс всему происходящему в дальнейшем.
В произведении использованы темы («формулы») из других сочинений композитора: «Miserere» из «Весенней мессы», «Лебедь» из вокального цикла «Образы Рильке», русская народная песня «А муж невдолюга», записанная и расшифрованная автором в Брянской области и «Пляшущая формула» из кантаты «Несмотря ни на что».

Цикады для 2-х саксофонов (soprano, alto) написаны в 1997 г. по просьбе моего друга, замечательного саксофониста и музыканта Алексея Волкова. Это небольшое одночастное сочинение, написанное под впечатлением прекрасных звуков цикад, услышанных мной летом 1997 года в Карелии.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром написан в 2005 году и посвящён Святославу Липсу. Это одночастное сочинение — драматическая новелла, главным героем которой является фортепиано (солист). В концерте использован в качестве одной из основных тем зашифрованный номер телефона исполнителя (как это бывало в «Липс-концерте» для баяна и «Бахчиев-концерте» для ф-но в 4 руки), а также темы из других произведений композитора — «Песен одиночества» на ст. Чон-Чхоля и в кульминации (у органа и у медных духовых) — из хорового концерта «Вещая душа» на ст. Ф. Тютчева («Когда пробьёт последний час природы, состав частей разрушится земных; всё зримое опять покроют воды, и Божий лик изобразится в них... »

Концерт для альта и симфонического оркестра (2007).
Это одночастное сочинение, в котором автор в качестве главного героя повествования выбирает альт. В концерте использованы темы из вокальных произведений композитора — «Сон» и «Вещая печаль» на ст. О. Мандельштама, а в процессе работы со вступительной темой, автор (неожиданно для себя) пришёл к включению в музыкальную ткань элементов известной песни А. Розенбаума «Вальс-бостон» и темы вальса И. Шатрова «На сопках Манчжурии».

«РУЛЕТКА» (2007) — виртуозная пьеса для фортепиано, в которой автор ещё раз приходит к выводу, что наша жизнь — игра.

«Молитва Шмуэля ха-Нагида» для детского хора и виолончели (2007). Эта музыка посвящена памяти великого музыканта и удивительного человека — Мстислава Ростроповича. Я мечтал, чтобы звуки его виолончели соединились с ангельскими детскими голосами. Я мечтал познакомить Ростроповича с Детским хором «Весна», а он говорил мне, что если он не сможет больше играть, то в России есть очень талантливый молодой виолончелист — Александр Бузлов.

«Ожидание нежности» (2007).
Пьеса написана для инструментов, которые я очень люблю — альта, баяна (аккордеона) и вибрафона. Для каждого из них я написал много музыки, но соединил их впервые. Надеюсь, что мои ожидания нежности оправдаются.

«POST AERE NOSTRA» («После нашей эры») для струнного квартета (1999).
После мировой премьеры в Одессе в 2000 году в исполнении квартета «Гармонии мира» сочинение ни разу не звучало. Это большая одночастная композиция, которая «вырастает» из мажорной терции, и после целого ряда драматических коллизий всё снова к ней возвращается в коде, написанной в форме изоритмического канона. Российская премьера состоялась на фестивале «Московская осень-2008».

Концерт №1 для скрипки с оркестром написан по просьбе Михаила Секлера — замечательного скрипача, лауреата I премии международного конкурса имени Н.Паганини. Премьера концерта состоялась на фестивале «Московская осень-84» в исполнении Михаила Секлера и Симфонического оркестра Латвийского радио п/р Василия Синайского. Концерт, созданный в 1983 году обнаруживает конкретные приметы времени. В этом романтического по духу, полным драматизма, лиризма, искренного чувства произведении, использована тема популярной в СССР песни Р. Паулса «Миллион алых роз». Органичное включение подобных «знаков» времени в оригинальную музыкальную ткань можно услышать и во многих других симфонических и камерных сочинениях.

Concordanza — концерт № 2 для скрипки с оркестром написан через десять лет после Первого скрипичного концерта как обязательное сочинение для Международного конкурса скрипачей имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Премьера Концерта состоялась в 1994 году на фестивале «Московская осень» в исполнении Владислава Иголинского и Московского симфонического оркестра п/р Александра Козлова. В самом названии сочинения — Concordanza (Согласие, Стройность, Гармония) — выражена главная идея, присущая этой музыки. И хотя это согласие и гармония подвергаются сомнению и испытанию драматизмом и гротеском, но всё же всё заканчивается огромной кодой, где гармония и согласие восстанавливаются, символизируя вечную красоту...

Кантата «СОЛНЦЕВОРОТ» написана в 2006 году. В 6-ти частях сочинения использованы славянские народные тексты, связанные со старинными обрядами, божествами, празднованиями летнего и зимнего солнцестояния. Премьера состоялась в 2010г. (Государственная хоровая капелла им.А.Юрлова п/р Г.Дмитряка).

«CRAS IGNOTUM» («Неизвестное завтра») — Концерт для скрипки, струнных, ф-но и ударных написан в январе 2010 года по просьбе Левона Амбарцумяна — музыканта чрезвычайного серьёзного, глубокого, проникающего в суть исполняемой им музыки.
Это одночастное произведение — размышление и рассказ о человеческой жизни, в которой соседствует обречённость и борьба, драматические конфликты и минуты счастья, надежда и неизбежность...

«Нью-йоркская месса» В августе 2001 года Е.Подгайц пишет сочинение, вызвавшее большой общественный резонанс. Это «Нью-йоркская месса». Её название прямо ассоциировалось с посвящением памяти невинных жертв 11 сентября, а слушатели даже различали в музыке гул самолетов, атаковавших башни-близнецы. Между тем композитор завершил рукопись за несколько дней до чудовищного теракта. Более того: сочинение возникло в какой-то мере спонтанно, без расчета на определенный коллектив и место исполнения.
Премьера состоялась в мае 2002 года в католическом соборе Нью-Йорка в исполнении Нью-йоркского Русского камерного хора п/р Н.Качанова. А к годовщине трагедии композитор создал редакцию «Нью-йоркской мессы» для детского хора, струнного оркестра и органа, исполненную в Большом зале Московской консерватории 11 сентября 2002 г. в рамках международной акции «The Rolling Requiem» (Приложение № 8) Детским хором «Весна» и Камерным оркестром Московской консерватории. Посол США в России А.Вершбоу, выступивший перед собравшимися в Большом зале консерватории, дал очень высокую оценку и сочинению и исполнителям.

Симфония №1 была написана через три года после окончания консерватории - в 1977 году. В симфонии две части. Первая (Adagio), в которой экспонируется основной тематический материал сочинения (впервые здесь использована авторская монограмма – E-F-R-E-M) представляет собой развёрнутую прелюдию ко Второй - быстрой части. Симфонию отличает оригинальное и, надеюсь, органичное соединение академической и джазовой музыки. Отсюда и необычный состав оркестра: солирующее фортепиано, флейта, кларнет, тенор-саксофон, две валторны, труба, ударные (в т.ч. джазовая установка) и струнные.

«Коктейль Рио-Рита» - квинтет для скрипки, виолончели, баяна, ф-но и ударных написан в 2008 году и посвящён Фридриху Липсу. Это был подарок композитора к юбилею любимого исполнителя. Это своеобразное музыкальное исследование интонационных связей популярнейшего хита XX века (Рио-Риты) с музыкой композиторов-классиков и музыкой народной. В сочинении использованы:
П.И. Чайковский («Старинная французская песенка»),
Э.Григ (Песня Сольвейг),
И.С. Бах – (Фуга с-moll из I тома ХТК),
И.С. Бах – Концерт ля минор для скрипки с оркестром (Iч.)
Л.В. Бетховен – (тема из I части Первой симфонии),
Д.Кабалевский – (Серенада Дон Кихота),
А.Вивальди – Концерт ля минор для скрипки с оркестром (Iч.),
Еврейская народная песня «Шолом Алейхем»

«Kol nidrei» первоначально было написано в 2003 году по просьбе Владимира Тонха для квартета виолончелей.
«Kol nidrei» - буквально «все обеты» - провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Произносится раз в году в начале вечерней литургии Иом-Кипур. В основе обряда отречения от клятв и обетов лежит, очевидно, сознание греховности нарушения обязательств, взятых на себя человеком даже необдуманно или по принуждению.
Меня чрезвычайно заинтересовала история «Kol nidrei» - древнееврейской молитвы, которая во многом дожила до наших дней благодаря удивительной мелодии, лежащей в её основе. Не случайно и молитва, и её мелодия привлекли внимание Макса Бруха и Арнольда Шёнберга.
В 2004 году я написал версию для виолончели и камерного оркестра, а в 2007 году сделал версию для скрипки и альта.

«Странная струнная сказка» для камерного оркестра, солистов и рассказчика написана 2011году. Причём я одновременно писал и музыку, и литературный текст сказки. Это сочинение продолжает линию, начатую в моей симфонической сказке «Путешествие в Оркестранию», cтавшим весьма популярным и исполняемым в разных городах России. Отчасти появление этого «Странной струнной сказки» вызвано просьбами дирижёров камерных (струнных) оркестров, не имеющих возможность исполнить большую симфоническую партитуру.
Итак, в 3 часа ночи 1 января 2011г. я словно услышал тревожные звуки струнных... Виолончели дрожали от страха... Альты завывали словно ветер... Да, эта история произошла в королевстве струн и смычков. История о двух сёстрах: Принцессе-Скрипке и Принцессе-Виолончели, о Принце-Альте и Короле-Контрабасе, об их надеждах, печалях, отчаянии и любви. Надеюсь эта музыкальная сказка будет интересна детям и взрослым, исполнителям и слушателям.

Фантазия памяти Б.Бартока для 2-х ф-но и ударных (соч.233, 2010г.)
Бела Барток один из моих любимых композиторов. И я рад, что его произведения. всё чаще звучат во всём мире. Идея создания Фантазии непосредственно связана (и по составу, и по образному строю) с выдающимся произведением Бартока — Сонатой для 2-х ф-но и ударных.
В одночастной Фантазии две равноценных пары солистов — два пианиста и два ударника, причём, в отличие от Сонаты Бартока, роль ударных более значительна и основными (сольными) инструментами являются маримба и литавры. В тематическом материале Фантазии использованы имя и фамилия Белы Бартока.

«АНГЕЛ И ПСИХОТЕРАПЕВТ»
Лет двадцать пять назад в сборнике «Американской сказочной фантастики» я прочёл рассказ Джона Кольера «Падший ангел», который мне очень понравился. В нём было удивительное сочетание необычного сюжета, тонкого юмора, фантастики и реальности.
Но, главное, он просто просился на музыку. И вот, в 2006 году я попросил моего друга и постоянного соавтора, Льва Яковлева, написать либретто, сократив число действующих лиц до минимума. В результате их осталось трое: Бес, Ангел и Психотерапевт.
Мне показалось любопытным написать музыку красивую, демократичную, дающую возможность солистам продемонстрировать все своё вокальное мастерство, и, в то же время, современную. Клавир оперы был написан довольно быстро (за 30 дней) в августе 2006 года.
Я очень благодарен Дирекции «Открытой сцены», что она поддержала наш проект, и, конечно, Екатерине Василёвой - одной из самых ярких новых звёзд музыкальной режиссуры, которая не только обладает невероятной фантазией и умением работать с артистами, но и чрезвычайно точно выявляет всё, что заложено в партитуре оперы.

«VIVA VOCE»
Концерт № 2 для баяна и камерного оркестра «Viva voce» написан в 2006 году. Это ещё одно моё сочинение, посвящённое замечательному музыканту Фридриху Липсу. Фридрих очень просил, чтобы я использовал в новом концерте тему знаменитой «Мурки». Честно говоря, начав работу над концертом, я не думал ни о какой «Мурке».
По замыслу это было вполне серьёзное, драматичное сочинение, в котором я собирался говорить со слушателем откровенно, «живым голосом» (так дословно переводится название), следуя прежде всего логике музыкального развития. В результате получилась история героя (баяна), который, подобно молодым героям Бальзака, приезжает завоёвывать Париж и сталкивается по ходу развития сюжета и с трудностями, и с непониманием, и с неожиданной помощью. Но вписавшись, наконец, в эту новую, «светскую», «парижскую» жизнь, наш герой не перестаёт быть самим собой и ощущать своё происхождение. Вот тут-то мне пригодилась и «Мурка», и «Ах, Одесса…», переплетённая с ре мажорной сонатой Гайдна.
Мировая премьера концерта состоялась в Москве в декабре 2008 года на концерте, посвящённом 60-летию Ф.Липса.

«Концерт-Ламбада»
В конце 80-х нехитрая мелодия танцевальной композиции «Ламбада» в исполнении группы «Kaoma» стала общепризнанным хитом. Этот новый вариант бразильской самбы молодёжь танцевала в Париже и Мадриде, Нью-Йорке и Амстердаме. В Москве незамысловатая песенка буквально лезла в уши изо всех радиоприёмников. В 1990г. Е.Подгайц написал Концерт-Ламбаду для гобоя, струнных, фортепиано и ударных, использовав эту тему, которая звучит в разных вариантах почти от начала до конца произведения. Это не коллаж, а органическое срастание с авторским материалом. Автор как бы говорит: «да, мы живём в это время, в этом мире, мы не можем от него уйти».
В «Концерте-Ламбаде» проявилась предельная открытость композитора интонационной реальности своего времени, сочетающаяся с интенсивной переработкой этой реальности. Сама тема в результате оказалась узнаваемой, и одновременно как бы совершенно неузнаваемой.